Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград ул. Алданская, 22в
  • +7 (4012) 73-60-53 , 73-60-54, 73-60-58
  • ds129@edu.klgd.ru
1

Родителям

Содержание: 

Зачем нужен психолог в детском саду?

Здравствуй, детский сад! Адаптация ребенка к детскому саду.

Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Кризис трех лет.

Как приучить малыша убирать игрушки?

Ответственность родителя за безопасность своего ребенка

Правила безопасности для детей

Рекомендации для подготовки руки ребёнка к письму

"Если ребёнок ругается матом"

"Детское воровство. Как вести себя родителю"

"Почему ребёнок не слушается, и что с этим делать?"

Энпокрез, что это?

Энурез, о чём это?

Способы формирования познавательной активности у детей

- «Учим ребенка уметь проигрывать»

-  "Успешная адаптация первоклассника к школе". 

- «Зачем ребенку нужен летний отдых?»



                 

     


Зачем нужен психолог в детском саду?

«Зачем нужен психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что психолог необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств, что подобного рода специалист работает с психически нездоровыми детьми. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом.

Чтобы развеять этот миф, следует подчеркнуть, что психолог в детском саду работает со здоровыми детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Основная цель педагога-психолога в ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и гармоничного развития дошкольников в условиях ДОУ.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и психологической профилактики.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

   Работа с детьми: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Основная цель психологической диагностики - предотвращение возможных проблем в развитии дошкольников.  Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением. Т.е. исследует развитие познавательной сферы дошкольника. Это развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.Исследование личностной сферы ребёнка проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами (по запросу воспитателей и родителей). 
    

Психодиагностика ребёнка проводится с согласия родителей или законных представителей ребёнка. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям при индивидуальной беседе. Воспитатели получают рекомендации по взаимодействию с ребёнком. Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия. Основные цели работы - развитие внимания, восприятия, памяти, образного и логического мышления. Формирование навыков самоконтроля, развитие произвольности, эмоциональной сферы, речи, обогащение словаря, расширение кругозора.

Работа с родителями и педагогическим коллективом: консультирование и психологическая профилактика. Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу трудностей ребёнка, особенностей его развития. Психологическая профилактика родителей и педагогов носит предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов (по плану и по запросу), оформление стендовой информации, разработка и распространение памяток.

Итак, нужен ли психолог в детском саду?

Обязательно нужен! Задача психолога в том, чтобы преодолеть трудности, которые возникают у малыша. И, безусловно, окончательное решение родители будут принимать сами!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для вас работает кабинет психолога в нашем детском саду, в котором

                            ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ  БЕСПЛАТНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ВОПРОСАМ:

Трудности адаптации ребёнка к детскому саду;

Детско-родительские отношения;

Психологическая готовность к школьному обучению;

Личностные проблемы ребёнка – застенчивость, агрессия, тревожность и др.

На консультацию можно записаться по телефону

8 950 677 69 99

Евгения Ивановна

   


Консультации для родителей:

Здравствуй, детский сад!


Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Как помочь ребенку в адаптации к детскому саду?

   

1. Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

2. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом.

3. В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.4. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

5. Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию).

6. Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

7. Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

8. Просмотр мультфильмов, прочтение книг про детский сад (сказки для детей в период адаптации ), рассказы близких как они ходили в садик когда были маленькими, тоже окажут непосильную помощь в этот период.  

9. Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

10. Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад.

11. Никогда не лгите! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов.

12. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику.

13. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите. 
 


Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев».

В. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

  Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

 Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

   

                                                     

                     

 - «Сорока-сорока.»,

- «Ладушки-ладушки.»,

- «Идет коза рогатая.»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

- «Этот пальчик дедушка.» и другие.

                                             

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развитияВажной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях«вправо»«влево»«вверх»«вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, игры с конструктором,  сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

 

1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

     

5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления; 

6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

     

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детейважно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Кризис трех лет. Что это?

Воспитывая доброго и милого малыша третьего года жизни, в один прекрасный день родители 

видят, что их карапуз стремительно меняется в худшую сторону – так проявляет себя первый 

детский возрастной кризис 3 лет. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 

года. Чаще всего он проходит очень бурно и повергает родителей в панику – они не в состоянии 

справится с маленькой «грозовой тучей», в которую превратился их ребенок. Ребенок начинает

осознавать себя отдельной независимой личностью. Его уверенность в себе достигает 

вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я могу! Я БОЛЬШОЙ!»Любой кризис  - это 

внутреннее противоречие между «хочу» и «могу», желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям.   

 

Признаки «кризиса 3 лет»

Необязательно, чтобы все они имелись у каждого ребенка, но чаще всего они сменяют друг друга или присутствуют одновременно

Своеволие 

    Ребенок все хочет делать сам. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.  
      Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому. 
И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его и 
подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. 
Такое признание успехов поднимает самооценку, придает 
уверенности в силах.

Упрямство

     Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему  замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.            
        
   

Что делать?
Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет,
и сам примет решение – попросит книжку. 
Удивительно, но факт!

Негативизм и строптивость 

          Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.           

Что делать?

Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

 

                     

Протест-бунт 

     Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Одень тапочки!»). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). И если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.            

 

Что делать? 
Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.

Деспотизм

    Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.              

Что делать? 

Там, где можно находите компромиссы, но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны. Не злоупотребляйте запретами, а лучше давайте ребенку право выбора, там, где это можно.

                            

В заключении:

1. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2. Позвольте малышу быть самостоятельным, там, где можно. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

3. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость.

4. Установите четкие границы, что можно, а что нельзя (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой. 

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

7. Когда ребенок злится, у него истерика, в этот момент бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание… Развивайте игровую деятельность ребенка (ролевую, сюжетно-ролевую игру), так как ребенок проигрывает в игре реальные жизненные ситуации.

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. 

 

Как приучить малыша убирать игрушки?

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в «багаже» малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и «влияние коллектива» делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики. Требование «держать все на своих местах и не разбрасывать вещи, где попало» тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому закону: вначале его мир — это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.  
Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все «по полочкам», малышу действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?

                                                                                                                                         Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно — хаос так хаос, — и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская — роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана — специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен «домик», и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.
     
В детском саду, скорее всего, не будет и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного беречь), у воспитателей — свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного «творцами», обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года — это тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к «упорядочиванию»; в противном случае он вырастет не столько художественно одаренной личностью, сколько банальным неряхой.

Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку «отдрессируют» в садике, начинайте… играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться — кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: «Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть». Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.     
Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои «домики».

Рекомендации

для подготовки руки ребёнка к письму

          Дорогие родители, все мы хотим, чтобы наши дети были уверенными на уроках, ощущали себя успешными в школе. Уверена, что все сознательные мамы и папы начинают заниматься всесторонним развитием своих детишек с младенческого возраста.

Готовя ребёнка к школе, многие родители даже не представляют, какие трудности могут появиться, если рука ребёнка не готова к письму. Позже они узнают от учителя, что их ребёнку трудно удерживать строку при письме, написанные линии получаются не совсем ровные, дрожащие. Он не успевает выполнить даже небольшой объём работы в прописях, иногда не дописывает буквы, слоги и даже целые слова. Поэтому, сейчас, я хочу рассказать, как подготовить руку ребёнка к овладению письмом.

 


Чтобы у вашего ребёнка не было таких трудностей при письме, нужно укреплять мышцы руки, систематически упражнять руку и пальцы. Такими упражнениями нужно начинать заниматься с раннего детства. Если вы будете уделять время (10−15 минут) упражнениям на развитие мелкой моторики рук: пальчиковые игры, складывание мозаики, паззлов, вырезание, лепка или рисование, то в будущем ваш ребёнок сможет с лёгкостью и без напряжения управляться с письменными принадлежностями. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений. Перед тем, как переходить к письму, необходимо уделить внимание некоторым важным аспектам:

· Положение тела ребёнка.

Развивая мелкую моторику, обратите внимание на то, как малыш сидит. Объясните ребёнку, как правильно нужно сидеть, и почему необходимо обращать на это внимание.

По мере возможности проявите заботу о том, чтобы высота и размер мебели для занятий (стол и стул) подходили вашему ребёнку по росту.

· Инструменты для письма.

Очень важно правильно подобрать письменные принадлежности для ребёнка по размеру. Ручки, которые используют взрослые члены семьи, не всегда подойдут. Подберите для своего ребёнка ручку и карандаш, длина которых не более 15 сантиметров. Вашему ребёнку будет легче прописывать такой ручкой, потому что её будет легко и удобно держать. Также можно приобрести специальную силиконовую насадку на ручку, при помощи которой пальчики ребёнка сразу будут правильно держать ручку. Таким образом, вы поможете своему малышу добиться первых успехов в формировании каллиграфического почерка.

А теперь перейдём к УПРАЖНЕНИЯМ, способствующим постановке руки

1. Штриховка и обводка

Готовя дошкольника к обучению письму можно предложить ему заштриховать геометрические фигуры или другие контурные изображения. Также полезной будет обводка изображений, выполненных пунктирной или штриховой линией. Эти упражнения развивают аккуратность и отрабатывают умение управлять письменными принадлежностями — ручкой, карандашами, фломастерами.

2. Прописывание наклонных линий или крючков.

Такое, на первый взгляд, простое упражнение решает сразу 2 задачи. Во-первых, отрабатываем навык письма в строчку. Во-вторых, формируем красивый почерк. Ведь все эти несложные линии и крючки являются элементами будущих букв.

3. Физкультминутки.

Детям-дошкольникам нелегко удерживать внимание на одном занятии продолжительное время (не больше, чем 15 минут). По этой причине необходимо часто проводить с ребёнком короткие динамические паузы — разминать пальчики, попрыгать или просто потанцевать, имитировать движения разных животных, спеть вместе весёлую песенку. Тогда в последующие 15 минут малыш будет работать значительно продуктивнее.

Можно массажировать кисти и пальцы с помощью карандаша, у которого есть грани (карандаш не должен быть гладкий). Для этого берём карандаш и катаем его по столу, перекатываем между ладонями с внутренней и тыльной стороны, прокручиваем между пальцами («Вертолёт»), нажимаем поочерёдно пальцами на лежащий на столе карандаш («Пианино»), перекладываем из руки в руку и т.д.

5. Похвала.

Очень важно замечать успехи и хвалить малыша. Красиво прописанные ровные чёрточки, ряд аккуратных крючочков и, конечно, первые слова «мы», «мама», «папа», написанные прописными буквами, всё это обязательно заслуживает похвалы. Это станет стимулом для вашего ребёнка, поможет ему стремиться к большему и подтолкнёт к желанию писать ещё лучше. Именно первые успехи, похвала и поддержка со стороны родителей могут пробудить в ребёнке желание учиться и постигать новое.

Как формируется познавательная активность у детей?

   Многие родители думают, что познавательная активность – это то, что заложено в ребенке, и на тот момент, когда он пойдет в школу, он будет с интересом и радостью учиться. Но они ошибаются. Познавательная активность – это то, что нужно развивать с самого рождения, чтобы ребенок пошел в школу с высоким уровнем мотивации. Любопытство и интерес к миру заложены в каждом малыше с рождения. Главное – это сохранить и не расплескать к 7-10-15 годам этот интерес. Что можно сделать?
Показать ребенку мир, взяв его на руки. Показать, как включается та или иная игрушка, позволить узнать «что внутри нее», пусть это будет это стоит того, что ее сломают. Показывать разные предметы и рассказывать, для чего они нужны. Показать подросшему ребенку мир насекомых, сев рядом с ним и понаблюдав за их жизнью и многое-многое другое.
     

Комментировать свои действия («сейчас мы пойдем на улицу, оденем куртку и сапоги, смотри какие у тебя блестящие сапоги, а что у нас там на них изображено? Давай посмотрим вместе, ой, грибочки и т.п.»). Чем больше он будет замечать вокруг себя, тем интереснее ему будет.

Не упускать из виду ни один вопрос ребенка. Если ребенок задает вопрос, у вас есть два варианта: либо ответить на него, но здесь вы столкнетесь с бесконечной вереницей последующих вопросов. Либо переадресовать вопрос ребенку: «А КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ПОЧЕМУ?». Вот на этом вопросе как раз и включается познавательная активность ребенка. Он начинает думать, а, действительно, почему? И пусть его ответ будет не правильным, или он не сразу найдет на него ответ, но он попытается, а это усилие «докопаться до истины» и есть настоящее сокровище. Есть сложные вопросы, на которые родители должны дать ответы (это вопросы смерти, любви, ценностей и т.п.).

Старайтесь развивать ребенка во всех направлениях. Прислушивайтесь к голосам в лесу и на улице города, обращайте внимание на интересные вещи вокруг (интересное дерево, красивая кошка), задавайте сами разные вопросы, делитесь своим опытом, лепите, рисуйте, пробуйте новые блюда, посещайте разные места с ребенком. Пусть у ребенка будут не только одни книжки или куклы. Игрушки должны быть тоже разными. Все это обогащает опыт ребенка.

Поддерживайте интерес ребенка к какому-либо делу или предмету. Познавательную активность невозможно развить, если родители препятствуют этому. «Не трогай, не ходи, не делай, я сама сделаю, ты еще маленький…». Если ребенок тянется к какому-то предмету, возьмите его в руки, рассмотрите его вместе, расскажите о нем. Удовлетворите интерес ребенка в этом предмете. Если он хочет помочь вам что-то сделать: приготовить, убрать, не препятствуйте этому. Если он хочет порисовать, предоставляйте ему полную свободу самовыражения (пусть это будут поначалу «каля-маля») и не забудьте похвалить за приложенные усилия.

Задавайте ребенку каждый день вопрос: как прошел твой день? Что было нового, интересного у тебя? Это поможет ему структурировать все то, чему он научился, чего нового узнал за этот день, а вам – поддерживать его интерес к жизни и доверие на высоком уровне.

Успешная адаптация первоклассника к школе.

   В 7 лет ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. 

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.    

2. Эмоционально-личностная готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию! 

Признаки дезадаптации

1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. Не может усвоить модель поведения на уроке, не пытается наладить контакт со сверстниками.
3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые с успехом выполнял ранее.

4. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.
5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений. 

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра. 

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник                     под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Рекомендации родителям

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек такой же авторитетный, как вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

4. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!» «Мне нравиться как ты подобрал цвета…» и т.д.) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

7. Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может, что-то сразу не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

8. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для занятий по интересам, прогулок, общения с друзьями.

9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.

    

«Зачем ребенку нужен летний отдых?»

    Чем ближе лето, родителей начинает беспокоить вопрос проведения летнего отдыха и возможность посещения ребенком детского садика в летние месяцы. Конечно, самый лучший отдых для дошкольника все же вместе с мамой и папой, а может быть, сначала с мамой, потом с папой, и таким образом почти все лето ребенок проведет на отдыхе. Главное для ребенка – это выехать из шумного, задымленного города, ближе к морю, лесу, к речке, на природу. Ребенку будет интересно там, где будут его родители, активно проводящие с ним время. 

Вы устаете на своей работе? После пяти, а то и шести рабочих дней выходные кажутся нам праздником. Но и то толком отдохнуть получается крайне редко. Иногда проскальзывает мысль «Хорошо быть ребенком. Ходишь в садик и все». А вот и не все.

Во-первых, ваш ребенок устает не меньше вас. Поскольку детей в группе много, то и шума в ней достаточно. Вот вы, к примеру, устаете от шума в поликлинике или на базаре? А ваш ребенок живет в шуме пять дней в неделю. Одиннадцать месяцев в году. Так может, стоит иногда делать паузу? И давать ему полноценный отдых от детского сада?

Посещение детского сада для дошкольников самая настоящая работа! Ранний подъём совершенно не учитывает биоритмы ребёнка. Если «жаворонкам» рано вставать не тяжело, то «совам» крайне затруднительно. Вставая на час-два раньше своего оптимального времени, дети находятся в вялом состоянии весь день, «просыпаясь» лишь после дневного сна. Режим дня детей в детских садах стандартизирован. Кому-то слишком легко придерживаться графика и темпа обучения, а потому малоинтересно. Другим слишком тяжело, а потому тоже неинтересно. Все эти нюансы приводят к нарастающему утомлению. К окончанию учебного года дошкольники устают так же, как школьники, как взрослые работающие люди. Отсюда выводотдых дошкольникам нужен не меньше, чем другим людям. Так может, стоит иногда давать ему полноценный отдых от детского сада?

Даже если ребенок что-то и забудет за лето, это не страшно, так как благодаря отдыху от режимных моментов, умственных и психологических нагрузок происходит созревание всех психических функций организма.

Для ребенка отсутствие летнего отдыха, равноценно работе взрослого человека без отпуска.